Дорогие посетители нашего сайта! Предлагаем Вам следующие бесплатные услуги: Даём консультации и советы по выбору сувениров и подарков из муранского стекла, выбору магазинов, складов и партнёров. Пишите нам: pomogaem@vizualno.ru

История мозаики

История мозаики берет начало в Древней Греции. В древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века. Возникновение самого слова «мозаика» окутано тайной. По одной версии, оно происходит от латинского musivum и переводится как «посвященная музам».

Римские мозаики выкладывали из маленьких кубиков (столбиков) смальты (глушеного — непрозрачного и очень плотного — стекла) или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки.

Раннехристианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и стойкость цветов. Золотые кусочки смальты таинственно переливались и играли на сводах и стенах храмов. Позже, под долгим гнетом татаро-монгольского ига, искусство выкладывания мозаики во многих странах было забыто.

Когда-то Северная Африка была самой процветающей провинцией Римской империи. Сейчас об этом напоминают великолепные собрания античной и раннехристианской мозаики – одни из лучших в мире. В первую очередь, это музей Бардо в столице и Археологический музей в Сусе. Жаль только, что христианским мозаикам уделяется мало внимания – к примеру, в красочном альбоме, выпущенном министерством культуры Туниса, из 420 страниц им посвящено только 30, тогда как их реальный удельный вес значительно больше.

Большая часть мозаик была найдена в здешних катакомбах, поэтому в основном они представляют собой могильные плиты с рисунками и эпитафиями. Любопытно, что надписи сделаны не только на латыни, но, подчас, и на греческом языке. Архиереи, священники, диаконы, миряне «in pace» – покоятся в мире. В изобилии представлены древние христианские символы: хризма, процветший крест, рыбы, павлины и т.д.

Особого внимания заслуживает знаменитый мозаичный баптистерий VI в. из храма «священника Феликса» в Келибии, где доныне сохранилась византийская крепость того же времени. Сейчас баптистерий является центральным памятником христианского искусства музея Бардо в Тунисе. На пороге мозаикой выложены три слова: pax, fides, caritas (мир, вера, милосердие). Баптистерий построен, как гласит латинская надпись, в честь «святого и блаженного епископа Киприана» (Карфагенского?). Описывать его – занятие неблагодарное, лучше своими глазами увидеть это творение человеческого гения, осененного Божественной благодатью. Едва ли оно чем-то уступает памятникам Равенны. Скажем лишь, что в оформлении баптистерия различными деталями многократно представлена тема Ноева ковчега, символизирующего Церковь Христову.

Казалось, композиции из смальты ушли в прошлое. Но это длилось лишь до XVIII века, когда русский ученый М. Ломоносов заново изобрел технику изготовления глушеного стекла. В России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики. На Урале по мере расширения добычи камня появляется русская мозаика. В ней получили дальнейшее развитие идеи флорентийской мозаики. Теперь в ход идут не только мрамор и яшма, но и полудрагоценные самоцветы — малахит, лазурит и т. д.